Вход для платных клиентов
Идентификатор:
Пароль:

Поиск по вопросам:   

Новости

19 Января 2015 года
Правительство подготовило антикризисные меры для промышленности

11 Января 2015 года
ФМС отменяет привилегии для граждан Украины

11 Января 2015 года
Владимир Путин подписал указ о правилах приема на службу иностранных военных

Все новости

Новости от 2 Мая 2012 года

Законопроект о выборности сенаторов вызывает бурные споры в Совете Федерации

Итоги общественного обсуждения законопроекта о новом порядке формирования Совета Федерации были представлены на пленарном заседании.

О ключевых положениях документа и наиболее дискуссионных аспектах текста рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам Николай Федоров.

По его словам, бурную полемику вызвало положение о возрастном цензе, устанавливающее минимальный порог для кандидата в сенаторы в 35 лет. "Одни настаивали на отказе от ограничений вообще, другие, напротив, предлагали повысить минимальный возраст сенаторов до 40 лет", - отметил Н.Федоров. Он напомнил, что при внесении в законопроект этого пункта рабочая группа исходила из того, что "в соответствии с Конституцией, Совет Федерации решает вопросы войны и мира, использования вооруженных сил за рубежом, отрешения от должности Президента РФ, назначения судей Конституционного Суда, других высших федеральных судей, генерального прокурора". "Для того, чтобы принимать взвешенные ответственные государственные решения по таким вопросам, не достаточно ни 18 лет, ни 21 года, - убежден Н.Федоров. - Здесь требуется и жизненный опыт, и приходящая с годами мудрость. Тем более, в России для целого ряда должностей уже установлены ограничения по возрасту".

Н.Федеров заочно поспорил и с противниками формулировки о "безупречной репутации" кандидата в сенаторы. "Это важное и абсолютно необходимое в повседневной жизни условие в отношении любого государственного деятеля", - подчеркнул он, обратив внимание, что такое понятие уже юридически формализовано в российском законодательстве. По словам сенатора, оно существует применительно к судьям Конституционного Суда и заседателям Арбитражных судов. "К тому же, это требование способно вызвать совсем не лишнюю для России общественную дискуссию по важнейшим кадровым вопросам, их морально-политическому значению и звучанию в каждом субъекте РФ, тем самым одновременно активизировать и институты гражданского общества", - добавил сенатор.

Ставший не менее дискуссионным так называемый "ценз оседлости", который также предусматривает инициатива Совета Федерации, "направлен на упрочение связи сенатора с регионом, который он представляет в палате", подчеркнул Н.Федоров. "Наша цель – поставить заслон для тех, кто стремится лишь к высокой должности и равнодушен к проблемам населения субъектов", - пояснил он, отметив наличие прецедента в российском праве и для этого ограничения.

Но наиболее жаркие споры разгорелись вокруг процедуры избрания представителей исполнительной власти регионов. Механизм наделения полномочиями сенаторов путем их избрания из числа депутатов региональных парламентов всеми был воспринят как разумный и поддержан. Однако схема с внесением трех претендентов на сенаторский мандат в избирательные бюллетени вместе с кандидатами в губернаторы вызвала ряд вопросов и предложений. Предлагалось, например, чтобы на совместные выборы шел кандидат в губернаторы только с одним кандидатом в сенаторы, а не с тремя.

"Рейтинговое голосование по трем кандидатурам позволит обеспечить необходимый баланс между возможностью выбора, ясностью процедуры голосования и определения его результатов, - подчеркнул в этой связи Н.Федоров. – Рейтинговое голосование означает также, что кандидат в губернаторы не может гарантировать никому из кандидатов 100-процентного попадания в Совет Федерации. Это минимизирует и коррупционные риски".

Этот же пункт вызвал дискуссию среди сенаторского корпуса. Так, представитель от исполнительной власти Нижегородской области Валерий Шнякин задался вопросом, "зачем каждому кандидату в губернаторы вести за собой на выборы трех претендентов в сенаторы?" По его мнению, это может сбить с толку избирателей, учитывая, что "при умножении 10-15 губернаторов на 3 сенаторов получается 30-45 лиц". Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко развеяла опасения коллеги. "Граждане буду голосовать, в первую очередь, за губернатора, а потом уже выбирать сенатора – только из его "тройки", - сказала она. Спикер подчеркнула важность предоставления гражданам выбора, чтобы "была возможность отразить свои предпочтения". "Иначе это будут не выборы", - заметила она. Кроме того, глава палаты обратила внимание, что два других претендента сформируют своего рода кадровый резерв, из которого губернатор сможет делегировать своего представителя в Совет Федерации, если человек, набравший наибольшее число голосов по рейтинговому голосованию, не сможет больше исполнять сенаторские полномочия.

Представитель Республики Северная Осетия – Алания Валерий Кадохов предложил внести в законопроект норму об отчетности сенаторов. "У нас же двойное назначение – здесь мы представители регионов, а в субъектах Федерации мы носители федеративной линии", - пояснил он. В.Кадохов также подчеркнул важность нормы об обязательности аргументировать досрочное прекращение полномочий сенаторов со стороны делегировавших их органов. Глава палаты заверила его, что в соответствии с законопроектом "нельзя будет отозвать сенатора своевольно, а только по серьезным основаниям, которые четко прописаны".

Полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации Александр Котенков проинформировал сенаторов, что Главное государственно-правовое управление Президента РФ "поддерживает концепцию законопроекта, но есть нюансы, которые требуют доработки". "Я, например, склоняюсь к тому, что на выборы вместе с губернатором должен идти только один кандидат в члены Совета Федерации, - сказал он. – Тогда избиратели будут голосовать только один раз за одного губернатора и автоматически за члена Совета Федерации. В этом случае сенатор будет считаться всенародно избранным". А.Котенков особо оговорил, что это возможный, а не окончательный вариант.

Полпред главы государства выразил категорическое несогласие с предложением ввести в законодательство термин "сенатор". Он аргументировал это тем, что для этого нет исторических оснований, а также для реализации этой идеи необходимо изменение Конституции. А.Котенков также подчеркнул, что "только Конституцией может быть установлен ценз оседлости". Вместе с тем, "в отзыве нашего управления на законопроект говорится, что применение ценза оседлости будет способствовать привязке члена Совета Федерации к конкретному региону", заметил он.


По материалам http://legis.ru

Вернуться к списку новостей

© 2005-2006 ААСПб. advokat[]aasp.ru, реклама на сайте
Разработка и дизайн — FreshMedia, sitemap