Письмо
Вернуться к списку статей
Федеральная налоговая служба
Письмо
от 1 сентября 2009 г. № ШС-22-3/684@
О порядке расчета величины предельного размера доходов, ограничивающей применение в 2009 году упрощенной системы налогообложения
Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и налогоплательщиков о порядке расчета величины предельного размера доходов, ограничивающей применение в 2009 году упрощенной системы налогообложения (далее - УСНО), сообщает следующее.
Как разъяснено в письме Минфина России от 24.08.2009 № 03-11-11/169, при определении предельного размера доходов в 2009 году, позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение УСНО в 2009 году, следует руководствоваться положениями пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 395.
Пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено данное превышение.
При этом, пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса установлено, что указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика (20 млн. руб.), ограничивающая право налогоплательщика на применение УСНО, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса.
Пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса установлено, что величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перейти на УСНО, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.
Таким образом, учитывая положения пункта 2 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса, величина предельного размера доходов, ограничивающая применение УСНО в 2009 году составляет 57,9 млн. рублей (20 млн. рублей х 1,538 х 1,34 х 1,241 х 1,132).
Кроме того, обращаем внимание, что указанный порядок расчета предельной величины доходов, ограничивающей применение УСНО в 2009 году, подтвержден Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 12010/08.
Доведите изложенное до территориальных налоговый органов и налогоплательщиков.
Приложение:
1. Письмо Минфина России от 24.08.2009 № 03-11-11/169;
2. Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 № 12010/08.
Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Н.Шульгин
Приложение
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Постановление
от 12 мая 2009 г. № 12010/08
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Новгородский стоматологический центр» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 по делу № А44-42/2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2008 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области - Василевский Г.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Новгородский стоматологический центр» (далее - общество) 29.10.2007 обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее - инспекция) с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Уведомлением от 09.11.2007 № 269 инспекция сообщила обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения с 01.01.2008 в связи с превышением предельно допустимого уровня доходов, установленного статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области решением от 28.12.2007 № 220-12/102-01 отказало обществу в удовлетворении его жалобы на уведомление инспекции со ссылкой на то, что коэффициент-дефлятор на 2007 год, равный 1,247, установлен с учетом коэффициента-дефлятора 2006 года в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 х 1,132), поэтому величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, равна 18 615 000 рублям (15 000 000 рублей х 1,241), доход же общества за этот период составил 20 242 127 рублей.
Инспекция в отзыве на заявление общества привела аналогичные доводы.
Общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании уведомления инспекции недействительным.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 в удовлетворении требования общества отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 06.06.2008 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции общество просит их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами статьи 346.12 Кодекса.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу абзаца первого пункта 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 000 000 рублей. Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 346.12 Кодекса подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 этой статьи ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 № 1834-р Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 20 ноября публикует в Российской газете согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.
На 2006 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284 установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса, равный 1,132.
На 2007 год приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 № 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241. Из текста этого приказа не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом размера предыдущего.
Требования же статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.
Следовательно, величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, должна быть не выше 21 072 180 рублей (15 000 000 х 1,241 х 1,132).
Кроме того, судами не учтено, что указанная в уведомлении инспекции величина предельного дохода (18 615 000 рублей), ограничивающая право общества перейти на упрощенную систему налогообложения, не соответствует пункту 2 статьи 346.12 Кодекса, так как не учитывает коэффициент-дефлятор, установленный согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 № 1834-р приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 по делу № А44-42/2008 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2008 по тому же делу отменить.
Требование общества с ограниченной ответственностью «Новгородский стоматологический центр» удовлетворить.
Уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области от 09.11.2007 № 269 признать недействительным.
Председательствующий
Е.Ю.Валявина
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации
Письмо
24 августа 2009 г. № 03-11-11/169
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письма от 07.07.2009 № 3-2-07/43, от 10.08.2009 № 3-2-07/57 и от 11.08.2009 № 3-2-07/59 о порядке применения положений статей 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса организации могли перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организации подавали заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.
Указанная величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежала индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с данным пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определялся и подлежал официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В названном порядке согласно пункту 4 статьи 346.13 Кодекса подлежала индексации величина предельного размера доходов налогоплательщика (как организации, так и индивидуального предпринимателя), ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 № 1834-р Минэкономразвития России ежегодно не позднее 20 ноября публикует в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.
Так, Минэкономразвития России установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:
приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 № 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2006 год" коэффициент-дефлятор на 2006 год установлен равным 1,132;
приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 № 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 год установлен в размере 1,241;
приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 № 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 год установлен в размере 1,34;
приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2009 год" коэффициент-дефлятор на 2009 год установлен в размере 1,538.
При этом коэффициент-дефлятор на очередной календарный год устанавливался с учетом коэффициентов-дефляторов, установленных на предыдущие годы.
В то же время Президиум ВАС России постановлением от 12.05.2009 № 12010/08 принял по конкретному делу (по жалобе Новгородского стоматологического центра) другое решение. Несмотря на сложившуюся арбитражную практику в постановлении ВАС России указано, что все установленные за предыдущие и текущий годы коэффициенты-дефляторы подлежат перемножению, что на практике ведет к повторной индексации.
В связи с этим Минэкономразвития России с участием Минфина России подготовило письмо председателю ВАС России с предложением об урегулировании вопроса.
Кроме того, в связи с поручением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России совместно с Минфином России в настоящее время рассматривает возможность внесения дополнений в указанные приказы Минэкономразвития России о том, что значения коэффициентов-дефляторов установлены с учетом коэффициентов-дефляторов за предыдущие годы.
В отношении вопроса о размере доходов, ограничивающим возможность применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения в 2009 году, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2009 г. № 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 1, частей 1 и 2 статьи 2 указанного Федерального закона.
В связи с этим положения пункта 2 статьи 1 и часть 3 статьи 2 названного Федерального закона применяются начиная с 1 января 2010 года.
Следовательно, при определении предельного размера доходов в 2009 году, позволяющего налогоплательщикам сохранять право на применение упрощенной системы налогообложения в этом году, следует руководствоваться положениями пункта 4 статьи 346.13 Кодекса и приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 № 395.
Заместитель директора
Департамента
С.В.Разгулин
Вернуться к списку статей
|