Вход для платных клиентов
Идентификатор:
Пароль:

Поиск по вопросам:   

Новости

19 Января 2015 года
Правительство подготовило антикризисные меры для промышленности

11 Января 2015 года
ФМС отменяет привилегии для граждан Украины

11 Января 2015 года
Владимир Путин подписал указ о правилах приема на службу иностранных военных

Все новости

ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ ЗА РУБЕЖОМ

Вернуться к списку статей


ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ ЗА РУБЕЖОМ

А.П. ВОЛИКОВ, Е.В. ШАРАФУТДИНОВА

Воликов А.П., директор ЗАО "Горимпекс".

Шарафутдинова Е.В., аспирант Сочинского государственного университета туризма и курортного дела (г. Сочи, Краснодарский край, Россия), докторант Университета Савоя (г. Шамбери, Франция).

Вот уже несколько лет в России продолжается горнолыжный бум. Об этом говорит не только увеличивающееся с каждым годом число любителей данного вида спорта, но и появляющиеся в нашей стране горнолыжные комплексы.
На сегодняшний день функционируют как давно известные зоны для катания, расположенные в Приэльбрусье (Эльбрус, Чегет, Домбай), так и довольно новые горнолыжные центры в Подмосковье (спортивный парк "Волен", горнолыжно-развлекательный парк "Сорочаны", спортивно-развлекательный центр "Яхрома" и др.), вокруг Санкт-Петербурга ("Золотая долина", горнолыжный комплекс "Снежный", "Красное озеро" и др.), на Урале (горнолыжный комплекс "Ежевая", горнолыжный центр "Аджигардак", горнолыжный центр "Губаха" и др.), туристский комплекс на Красной Поляне и др.
Растет спрос, в результате которого появляются новые горнолыжные проекты, такие, как "Манжерок" на Алтае, "Евразия/Куса" на Урале, туристско-спортивный комплекс "Карусель" в Красной Поляне, и проч.
Нарастающий интерес в области горнолыжного туризма в нашей стране неминуемо повлечет за собой конкурентную борьбу, обостряя ее накал в мировом туристском бизнесе. Выдержит ли она это весьма сложное и непривычное для современного российского турбизнеса соревнование? Удастся ли ей прочно занять свое место, свою нишу в этом непростом секторе мирового рынка туристских услуг? Ответы на эти и другие вопросы во многом будут зависеть от постановки горнолыжного бизнеса, прежде всего в самой России, от ее умения тщательной проработки всех необходимых деталей, какими бы незначительными они на первый взгляд ни казались.
Пусть с небольшой, но все же имеющейся практикой создания и эксплуатации горнолыжных центров в России перед руководством горнолыжных центров встают такие вопросы, как уровень и качество сервиса, безопасность туристов, подготовка кадров, экологическая ситуация в районе, взаимодействие администраций различного уровня и бизнеса, имеющийся потенциал развития и др. Многие из этих вопросов могли быть упущены изначально, из-за нехватки опыта и отсутствия подготовленных специалистов для их проработки.
В условиях быстрорастущего интереса к развитию горных курортов в России представляется полезным более внимательно ознакомиться с накопленным в других странах опытом развития таких курортов. Это позволит воспринять наиболее ценное из их опыта, а также избежать допущенных ими ошибок, иногда весьма чувствительных.
В этом плане наиболее интересным представляется нам опыт Франции. После Второй мировой войны Франция сильно уступала своим альпийским соседям, в первую очередь Швейцарии и Австрии, по количеству и качеству оборудованных горных курортов. Сейчас же после нескольких десятилетий устойчивого, организованного развития Франция стала крупнейшим в мире рынком горного туризма. При этом ей удалось избежать таких кризисов развития, какие пережили США и Канада: в начале 70-х гг. в США и Канаде имелось соответственно 1200 и 500 горных курортов, на сегодняшний день из них осталось только 507 в США и 240 в Канаде. Во Франции общее число горных курортов превысило 400, причем подавляющее большинство из них были построены с нуля, на голом месте, а наиболее известные - Куршевель, Ля Плань, Ле 2 Альп и другие - стали мировым эталоном качества их обустройства.
Эта страна на сегодняшний день является лидером на мировом туристском рынке (за 2003 - 2004 гг. на французских зимних курортах было зарегистрировано 737 миллионов ski-pass; количество механических подъемников составляет уже 3961) <*>.
--------------------------------
<*> Справка Национального Синдиката канатных дорог Франции, объединяющего 236 французских горнолыжных курортов. 2005 г.

Такие результаты во многом обязаны активному участию французского государства, которое сформулировало принципы развития, создало законодательную форму для него, а также всячески содействовало развитию экономической деятельности в горных видах спорта.
Во Франции за много лет создания и эксплуатации горнолыжных станций сформировался определенный комплексный подход к разработке и реализации новых проектов либо модернизации действующих курортов. Существующие архитектурные бюро с подобранными командами специалистов в области строительства, экономики, туризма, экологии и т.д. могут предложить разработку проектов любой сложности. Схемы согласования подобных проектов на различных государственных уровнях подробно прописаны во французском законодательстве.
Франция является единственной страной в мире, где действует Закон о защите горных территорий и экономической деятельности на них (так называемый Закон о горах).
Этот Закон был принят в 1982 г., после того как французский парламент принял Закон о децентрализации исполнительной власти.
Его задачами было:
- свести к минимуму демографический упадок;
- защитить природное богатство и в то же время использовать его с выгодой;
- облегчить получение разрешений на региональном уровне (Префектура региона).
Основные принципы Закона о горах:
- базировать развитие на оптимальном использовании местных ресурсов - лесных, промышленных, ремесленных, энергетических - и на диверсификации (развлечения, туризм);
- примирить выгодное использование сельскохозяйственных, культурных и туристических ценностей;
- защитить биологическое и экологическое равновесие;
- создать движение национальной солидарности по отношению к зонам с тяжелыми природными условиями (сохранение некоторых налогов на местном уровне при условии, что они будут реинвестированы в дальнейшее развитие инфраструктуры курорта);
- определить в юридическом плане характер контрактных отношений между местными муниципалитетами или объединениями муниципалитетов (синдикатами) и частным или частными партнерами (например, концессия на эксплуатацию установленных подъемников - на 18 лет);
- контролировать качество жилищной застройки и архитектуры <*>.
--------------------------------
<*> Закон о горах. 1985 г.

Важной составляющей Закона о горах является положение об НТО (Новых туристических образованиях). Под этим понятием подразумевается строительство новых или реконструкция существующих горных курортов.
В соответствии с Законом о горах решение о создании НТО принимает комиссия при Префекте Региона, в котором находится массив, на котором располагается НТО. Задачей этой комиссии является рассмотрение любого нового проекта или расширения уже существующего на предмет его соответствия требованиям Закона о горах.
Это рассмотрение может начаться только тогда, когда местный муниципалитет, инициатор развития НТО, подготовит общий план обустройства своей территории (мастер-план).
Комиссия состоит из 16 членов, представляющих государственные институты, сельское хозяйство, службы, отвечающие за окружающую среду, службы, занимающиеся обустройством территории, транспорт, мэрии заинтересованных муниципалитетов, депутатов разных уровней, а также социальные службы, объединения горнолыжных инструкторов, офисы по туризму, гостиницы, фирмы - операторы подъемников и др.
Решения Комиссии принимаются большинством голосов ее членов, а при равенстве голосов решение принимает Префект региона, являющийся ее председателем.
Основное достоинство такой формы рассмотрения проблемы в том, что все возможные будущие проблемы, например возражения экологов, рассматриваются в предварительном порядке в рамках комиссии, при этом все заинтересованные стороны излагают свои требования и совместно ищут компромиссные решения, обязательные в дальнейшем для всех заинтересованных сторон. Таким образом, почти все потенциальные конфликты решаются заблаговременно, а в судах в дальнейшем рассматриваются только конкретные нарушения ранее принятых решений, а не какие-то общие экологические проблемы.
Французская фирма "Горимпекс" совместно с "France Neige International", французской ассоциацией по экспорту французских know-how в области горного туризма, регулярно проводят во Франции семинары по изучению французского опыта обустройства, оборудования и эксплуатации горных курортов. В России было организовано три семинара, а недавний семинар во Франции был уже шестым, проведенным во Французских Альпах.
Вот уже несколько лет специалисты ЗАО "Горимпекс" работают над созданием горнолыжных комплексов в России, предлагая полный комплекс услуг, начиная от проектирования курортов любой сложности и заканчивая поставкой высокотехнологичного оборудования, его запуском в эксплуатацию, а также обучением специалистов заказчика правилам эксплуатации и технического обслуживания этого оборудования.
Ассоциация "France Neige International", созданная в 1984 г., объединяет ведущие французские компании и организации, участвующие в развитии горного туризма во Франции. Основной задачей данной организации является исследование опыта развития французских и зарубежных зимних курортов, а также распространение на экспорт французского опыта работы в данной сфере.
В семинаре приняли участие компании, представляющие следующие проекты:
- туристско-спортивный комплекс "Карусель" (Красная Поляна, г. Сочи),
- "Манжерок" (Алтай);
- "Поляна" (Санкт-Петербург);
- "Евразия/Куса" (Урал);
- горнолыжный центр в Челябинске;
а также Архитектурная мастерская Асадова (г. Москва) и Ассоциация горнолыжных центров России.
Программа семинара была очень плотной и насыщенной. Каждый день был запланирован таким образом, чтобы его участники смогли не только ознакомиться с теоретической информацией, подготовленной французскими специалистами, но и проехаться по нескольким действующим горнолыжным станциям (Лез Уш, Шамони, Авориаз, Морзин и др.)
Со своими презентациями выступили проектные бюро, службы, представляющие действующие курорты (отвечающие за вопросы безопасности на курортах, подготовки кадров, искусственного оснежения, бесперебойного обеспечения работы механических подъемников, рекламного обеспечения курортов и др.), а также руководители городских властей (мэр курортного города Самоэн) и представители руководства Синдиката Национальных канатных дорог Франции, объединяющего 236 горнолыжных станций Франции.
Большая часть рассмотренных вопросов затронула общие проблемы, которые уже встали либо неминуемо возникнут перед руководителями проектов. Это касалось взаимодействия существующих землепользователей, подготовки кадров, обеспечения будущих комплексов инженерной инфраструктурой, сохранения экологии районов, управления комплексом и многое-многое другое. Во время их обсуждения рассматривалась возможность участия французских специалистов в их реализации.
Практика подключения французских специалистов к реализации проектов в России уже существует, и на деле подобный подход экономит не только время, но и деньги наших инвесторов.
Например, при реализации проекта создания первой очереди туристско-спортивного горноклиматического комплекса "Красная Поляна" (ТСГКК "Красная Поляна") под названием туристско-спортивный комплекс "Карусель" (ТСК "Карусель") были привлечены известные французские компании "ДЖА" и "Дианеж". Территория ТСГКК "Красная Поляна" располагается на земле Сочинского национального парка. Это во многом осложняет осуществление деятельности по реализации проекта. Во Франции существует опыт создания горнолыжных комплексов на подобных охраняемых территориях, а основная идея создания французских курортов на сегодняшний день - не навредить, а сохранить окружающую природную среду. Эта идея и легла в основу разработанной концепции создания ТСК "Карусель".
Из всех затронутых во время семинара тем хотелось бы уделить особое внимание вопросу подготовки кадров для работы на действующих курортах. Острая нехватка специалистов и опыта работы в данной области иногда слишком дорого обходится владельцам туристских станций.
Например, плохо организованная работа инструкторов и спасателей может привести к травматическим, а иногда и смертельным случаям на трассах, что неминуемо приведет к потере клиентов. Таких примеров в российской практике эксплуатации горнолыжных комплексов, к сожалению, набралось уже довольно много (а во Франции за последние годы на 46 миллионов туристов был всего лишь один летальный исход <*>).
--------------------------------
<*> Справка Национального Синдиката канатных дорог Франции, объединяющего 236 французских горнолыжных курортов. 2005 г.

Французские коллеги во время семинара предлагали нам различные варианты подготовки российских специалистов: как на территории Франции, так и в самой России.
В связи с вышеизложенным для создания наиболее благоприятных условий для развития горного туризма в России, и в частности в Краснодарском крае, где сегодня реализуется сразу несколько крупных проектов по созданию горнолыжных комплексов, было бы целесообразно следующее:
1. Изучить возможности создания при Администрации края Комиссии по НТО (по примеру Закона о горах), которая регулировало бы процессы создания новых горных курортов в крае.
2. При поддержке администрации г. Сочи, а также Университета туризма и курортного дела создать на базе существующего туристского комплекса "Красная Поляна" постоянно действующие курсы с участием фирмы "Горимпекс" и с привлечением специалистов представляемых ею в России фирм ("Дианеж", "Пома", "Принот", "Сноустар", "Газэкс", "Скидата") для подготовки кадров для туристских комплексов по следующим направлениям:
- менеджмент и организация;
- управление подъемниками и подготовка трасс;
- служба инструкторов и спасателей;
- коммерциализация и качество обслуживания.
Организация подобных курсов позволит решить такие задачи, как:
- обеспечение туристско-спортивного горноклиматического комплекса "Красная Поляна" и других горных курортов края высококвалифицированным персоналом (с обязательным знанием иностранного языка);
- организация дополнительного притока туристов из различных регионов России с целью подготовки своих специалистов;
- обеспечение дополнительной рекламы городу-курорту Сочи.


Вернуться к списку статей

© 2005-2006 ААСПб. advokat[]aasp.ru, реклама на сайте
Разработка и дизайн — FreshMedia, sitemap