Вход для платных клиентов
Идентификатор:
Пароль:

Поиск по вопросам:   

Новости

19 Января 2015 года
Правительство подготовило антикризисные меры для промышленности

11 Января 2015 года
ФМС отменяет привилегии для граждан Украины

11 Января 2015 года
Владимир Путин подписал указ о правилах приема на службу иностранных военных

Все новости

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Вернуться к списку статей

ПРЕСС-РЕЛИЗ
"Административное закрытие" юридических лиц и применение дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации



4 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2005 № 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 83-ФЗ), предусматривающий процедуру внесудебного исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц ("административного закрытия" юридического лица).

Принятие указанного закона было вызвано необходимостью решения проблемы прекращения юридических лиц, не осуществляющих какой - либо деятельности, не имеющих имущества, органов управления, работников. По данным налоговых органов, по состоянию на начало 2003 года в Российской Федерации существовало более 1 млн. недействующих юридических лиц, которые не исполнили обязанность по представлению в регистрирующие органы необходимых сведений в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Указанное количество недействующих юридических лиц постоянно увеличивается, поскольку из примерно 280 тысяч ежегодно регистрируемых в России юридических лиц около 30-40 тысяч организаций (11 - 14%) не начинают осуществлять предпринимательской деятельности, то есть фактически являются недействующими.

Вместе с тем, судебная практика принятия решений о ликвидации недействующих юридических лиц, инициированных регистрирующими (налоговыми) органами, свидетельствует о неисполнении указанных решений ввиду отсутствия сведений о месте нахождения учредителей таких организаций и, соответственно, непроведении процедуры ликвидации.

Кроме того, учитывая количество недействующих организаций, прекращение их правоспособности в судебном порядке могло бы занять не менее 15 лет и требовало бы выделения значительных бюджетных средств.

Принятие Закона № 83-ФЗ, предусматривающего изменение пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления возможности прекращения правоспособности юридического лица иными чем реорганизация и ликвидация способами, позволяет за короткий период и с минимальными затратами исключить недействующие организации из Единого государственного реестра юридических лиц на основании решения регистрирующих (налоговых) органов, предоставив необходимые гарантии защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц. Следует отметить, что аналогичный внесудебный порядок прекращения юридических лиц существует в Швеции и Великобритании.

Законом № 83-ФЗ определены признаки недействующих юридических лиц:
1) непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и
2) отсутствие в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету.

При наличии у юридического лица указанных признаков регистрирующий (налоговый) орган вправе принять решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Указанное решение в трехдневный срок подлежит обязательному опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации" - органе печати, в котором публикуются сведения о государственной регистрации юридических лиц. Требование о публикации решений имеет целью известить кредиторов юридического лица, иных заинтересованных лиц о предстоящем прекращении правоспособности их контрагента.

В случае, если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, кредиторами указанной организации, иными заинтересованными лицами будет представлено соответствующее заявление, регистрирующий орган прекратит дальнейшее осуществление процедуры "административного закрытия". В целях устранения незаконных препятствий к исключению юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц заявление кредиторов, иных лиц должно быть обосновано.

При непоступлении в регистрирующий орган соответствующих заявлений, регистрирующий орган по истечении трех месяцев, но не позднее четырех месяцев с даты публикации решения о предстоящем исключении вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении недействующего лица. С указанного момента правоспособность юридического лица прекращается. Внесение данной записи является основанием для снятия недействующего лица с учета в налоговом органе.

Следует отметить, что в целях обеспечения законности принимаемых регистрирующими (налоговыми) органами решений законодателем установлена процедура последующего судебного контроля. Так, Законом № 83-ФЗ предусмотрена возможность обжалования исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в течение одного года, когда юридическое лицо, его кредиторы, иные заинтересованные лица узнали о нарушении своих прав.

В настоящее время регистрирующие (налоговые) органы приступили к осуществлению функций по "административному закрытию" юридических лиц.
В целях внедрения положений, установленных Законом № 83-ФЗ, а также проведения детального планирования организационных и технических мероприятий в рамках пилотного проекта Инспекцией ФНС России по г. Мытищи Московской области осуществляется процедура внесудебного исключения юридических лиц из государственного реестра. 19 августа 2005 года указанным регистрирующим органом принято 107 решений о предстоящем исключении недействующих юридических лиц, опубликованных 24 августа 2005 года в журнале "Вестник государственной регистрации" (№ 31).
Остальными регистрирующими (налоговыми) органами проводится подготовительная работа, то есть, определяется перечень юридических лиц, обладающих признаками недействующих организаций. Осуществление функций по внесудебному исключению недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц всеми регистрирующими (налоговыми) органами планируется начать в ноябре 2005 - январе 2006 года.

Надо отметить, что новым в деятельности регистрирующих (налоговых) органов в 2005 году стало не только "административное закрытие" юридических лиц, но и инициирование дисквалификации должностных лиц юридических лиц, нарушивших законодательство о государственной регистрации.

Как известно, заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц характеризуются не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения для включения в государственный реестр, к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В частности, должностное лицо организации, предоставившей заведомо ложные сведения в регистрирующий (налоговый) орган, подлежит дисквалификации по решению суда в соответствии с частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует отметить, что понятие "дисквалификация" применительно к деятельности руководителей организаций является новеллой нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

Согласно статье 3.11 КоАП дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.
Административное наказание в виде дисквалификации пока не получило широкого применения. Анализ судебной практики показывает, что на сегодняшний день дисквалификации подвергались руководители организаций в основном за нарушение законодательства о труде. Однако в августе 2005 года регистрирующими (налоговыми) органами г. Москвы, Ростовской области было положено начало применения дисквалификации руководителей юридических лиц в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации.

Так, регистрирующим органом г. Москвы возбуждено административное производство в порядке части 4 статьи 14.25 КоАП РФ в отношении гр-на Сафронова.

В течение 2005 года гр-н Сафронов, как должностное лицо различных юридических лиц, неоднократно привлекался регистрирующим органом г. Москвы к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.25 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица.

В июле 2005 года в отношении гр-на Сафронова МИ ФНС России № 46 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ. В начале августа 2005 мировым судьей г. Москвы рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КОАП, и вынесено постановление о дисквалификации г-на Сафронова на два года.

Вопрос о дисквалификации должностного лица за нарушение законодательства о государственной регистрации также был решен положительно мировым судьей Ростовской области. К административному наказанию в виде дисквалификации был привлечен гр-н Лазарев, руководитель юридического лица, представивший в регистрирующий орган заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В августе 2005 года мировым судьей был рассмотрен материал об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КОАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Лазарева на один год.

Важно отметить, что работа по реализации положений части 4 статьи 14.25 КоАП РФ проведена указанными регистрирующими органами впервые в Российской Федерации и положила начало наработке положительной правоприменительной практики регистрирующих органов.

Повсеместное проведение указанной работы позволит сформировать механизм эффективного противодействия злоупотреблениям недобросовестных юридических лиц при государственной регистрации.

Так, на основании имеющихся в регистрирующих (налоговых) органах сведений о дисквалификации должностных лиц организаций в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляется внесение записи о том, что единоличный постоянно действующий исполнительный орган юридического лица дисквалифицирован. При наличии в регистрирующих (налоговых) органах сведений о дисквалификации должностного лица организации за совершение иных, чем предусмотрено частью 4 статьи 14.25 правонарушений, также осуществляется внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц.

В выписке из государственного реестра будут содержаться не только сведения об указанном факте, но и о дате вынесения соответствующего постановления суда, сроке дисквалификации должностного лица.

Надо отметить, что запись о дисквалификации должностного лица будет вноситься не только в сведения ЕГРЮЛ, касающиеся юридического лица, в отношении которого были представлены заведомо ложные сведения, но и в сведения всех юридических лиц, в которых дисквалифицированное лицо осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Кроме того, при поступлении в регистрирующий (налоговый) орган документов для государственной регистрации, в случае указания в них в качестве единоличного постоянно действующего исполнительного органа юридического лица дисквалифицированных лиц, регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации.

По мнению ФНС России, наличие в государственном реестре сведений о дисквалификации должностного лица способствует прозрачности экономических отношений, а также снижает риск участников гражданского оборота.


Управление международного сотрудничества и обмена информацией и Управление государственной регистрации и учёта юридических и физических лиц

Вернуться к списку статей

© 2005-2006 ААСПб. advokat[]aasp.ru, реклама на сайте
Разработка и дизайн — FreshMedia, sitemap