return_links(10); ?>

Вход для платных клиентов
Идентификатор:
Пароль:

Поиск по вопросам:   

Новости

30 Октября 2014 года
В ЛДПР вновь предлагают перенести единый день голосования на март

30 Октября 2014 года
В РФ не исключают штрафов за нарушение работы с газовым оборудованием

30 Октября 2014 года
Проект запрета госзаказчикам закупать иностранные товары внесен в Думу

Все новости

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА. ТРАКТОВКА СВОБОДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА ПРАВА

Вернуться к списку статей

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА.
ТРАКТОВКА СВОБОДЫ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА ПРАВА <*>

А.Н. ГОЛОВИСТИКОВА, Л.Ю. ГРУДЦЫНА

--------------------------------
<*> Продолжение исследования. См.: Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат. 2006. N 6.

А.Н. Головистикова, кандидат юридических наук, юрист-эксперт Института законодательства и нормативно-правовых разработок.

Л.Ю. Грудцына, кандидат юридических наук, адвокат Московской коллегии адвокатов "Адвокат".

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие "свобода", идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем "свобода" при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей.
В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.
Наиболее важной является трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
Таким образом, говоря о понятиях "право" и "свобода", следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства <*>.
--------------------------------
<*> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 133 - 134.

Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения некоторых авторов, считающих эти понятия идентичными, указывая лишь, что термин "свобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора <*>.
--------------------------------
<*> Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996. С. 31; Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 151, 152 и др.

Разграничение понятий "право" и "свобода" имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.
Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий <*>.
--------------------------------
<*> См.: Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2001. С. 47.

Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Монтескье, Руссо и др.
В древней философии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности <*>.
--------------------------------
<*> См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С. 406.

Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на "познание необходимости", согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения "со знанием дела" <*>.
--------------------------------
<*> См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М., 1961. Т. 20. С. 116.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской <*>.
--------------------------------
<*> См.: Энциклопедический словарь. Т. XXIX. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900. С. 169.

Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку с момента рождения, а вступая в общество, люди обретают гражданские права. Правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538 - 1645) выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. "Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы" <*>.
--------------------------------
<*> Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.

На начальном этапе английской революции демократические силы выступали за религиозную свободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа <*>.
--------------------------------
<*> См.: История буржуазного конституционализма XVII - XVIII вв. М., 1983. С. 85.

Существенный вклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII в. Дж. Локк, включивший в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу и имущество.
Однако для него характерен реалистический переход к пониманию свободы. Он пишет: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека" <*>.
--------------------------------
<*> Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2. С. 16, 17.

Основной идеей относительно прав и свобод человека, которая обсуждалась в период буржуазных революций в конце XVIII в., было "равенство возможностей". Принцип правового равенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует, значит, в данном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни. Где этого принципа нет, там нет и права как такового.
Однако формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права. "Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом или иными факторами" <*>.
--------------------------------
<*> Фридман М. Капитализм и свобода // Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1990. С. 81.

В русской правовой науке XIX - XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:
- главенствующая роль принадлежит государству и праву;
- закон становится всеобщим и необходимым только в случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.
Первый подход назывался позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: "Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть только сам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить" <*>.
--------------------------------
<*> Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. М., 1894. С. 34.

Сторонниками естественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям, а не предоставленными им государством <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916; Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование: дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996. С. 160.

М.М. Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свобод человека, в начале XX в. писал: "Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности" <*>.
--------------------------------
<*> Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906. С. 5, 6.

Поэтому говоря об основной задаче конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, можно сделать вывод: она состоит в том, чтобы их признать, предоставить гарантии соблюдения и обеспечить защиту.
Наиболее известные миру конституции содержат целые разделы, в которых закреплены права и свободы личности. Они включают, как правило, индивидуальные права и свободы (право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность и т.д.); политические (право на объединения, участие в управлении делами государства и пр.); социально-экономические (свобода предпринимательства, свобода труда, право частной собственности и т.д.); культурные (свобода творчества, право на образование) и др.
Так, Конституция США, самая старая из Конституций, действующих в настоящее время <*>, в своем первоначальном варианте почти не содержала положения о правах и свободах граждан. Однако после внесения в нее поправок, дополнений, называющихся "Билль о правах", в Конституции получили закрепление свобода вероисповедания, свобода слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности и др. <**>.
--------------------------------
<*> См.: Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 3.
<**> См.: Там же. С. 30, 31.

Составной частью конституционного законодательства Франции является Декларация прав человека и гражданина 1789 г., провозглашающая свободу и равенство для всех людей. "Цель всякого политического Союза, - указано в ст. 2, - обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению" <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 135.

В одной из самых демократических конституций современного мира - в Конституции Италии, которая действует с 1 января 1948 г., из 139 статей 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Так, ст. 1 гласит: "Италия - демократическая Республика, основывающаяся на труде..." <*>. Статья 4 дополняет это положение, указывая, что Республика признает за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным. Тут же предусмотрена и обязанность трудиться. "Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества" <**>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 243.
<**> Конституции зарубежных государств. С. 244. 1918. N 5. Ст. 582.

Часть I Конституции Италии, состоящая из четырех разделов, регламентирует права и обязанности граждан.
Пожалуй, такой подробной и широкой регламентации прав и свобод в области гражданских, этико-социальных, экономических и политических отношений нет ни в одной другой Конституции. Она могла бы стать образцом при разработке и совершенствовании конституционного законодательства и в России.
Безусловно, права и свободы человека и гражданина во многом зависят от степени развития самого общества и государства. В связи с этим целесообразно проанализировать советские и российскую конституции, обратив внимание на юридическое признание идей о свободе личности и составляющих ее правах и свободах.
Первая Конституция (Основной Закон) РСФСР была принята V Всероссийским съездом в четвертом заседании 10 июля 1918 г. В раздел I вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где в ст. 2 сказано: "Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик" <*>.
--------------------------------
<*> Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром Юстиции.

В разделе II Конституции РСФСР еще раз продекларировано: "Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России" <*>. В этом разделе провозглашены политические и гражданские личные свободы: в ст. 13 - свобода совести, для реализации которой церковь отделяется от государства и школа - от церкви, а свобода религиозной пропаганды признается за всеми гражданами <**>.
--------------------------------
<*> Там же. Раздел 2.
<**> Там же. Ст. 13.

В целях обеспечения действительной свободы выражения своих мнений в руки рабочего класса и крестьянской бедноты передаются все технические и материальные средства для издательской деятельности. Причем государство обеспечивает свободное распространение по всей стране печатных изданий <*>.
--------------------------------
<*> Там же. Ст. 14.

Для обеспечения за трудящимися свободы собраний в их распоряжение передаются подходящие для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением, отоплением <*>.
--------------------------------
<*> Там же. Ст. 15.

В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов государство оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие (материальное и иное) для их объединения и организации <*>.
--------------------------------
<*> Там же. Ст. 16.

Всеми политическими правами, которые предоставлены трудящимся всех наций России, государство наделяет и иностранцев, проживающих на территории России. Причем местным советам дано право предоставлять таким иностранцам без всяких затруднительных формальностей права российского гражданства <*>.
--------------------------------
<*> Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром Юстиции. 1918. N 5. Ст. 582.

Таким образом, права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах, превращаются в юридические возможности либо для любого члена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь, - граждан. Это положение следует признать верным, поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства.

"Поколения" прав человека

Классификация прав и свобод человека направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.
Одно из оснований такой классификации - генерационное <*>. Согласно этому подходу права могут быть отнесены к поколениям прав человека, под которыми понимаются основные этапы развития этих прав, связанные с формированием представлений об их содержании, а также с изменением механизмов их обеспечения.
--------------------------------
<*> Генерация (от лат. generatio - рождение, размножение), поколение.

В настоящее время можно выделить четыре поколения прав человека.
Первым поколением традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе и Америке <*>, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, отражающих так называемую негативную свободу, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: "Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное" <**>.
--------------------------------
<*> Личная свобода и неприкосновенность личности нашли свое юридическое воплощение в британском Habeas Corpus Act 1679 г., в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в Билле о правах 1791 г., в других конституционных актах. Закрепленные этими документами гражданские и политические права получили название первого поколения прав человека.
<**> Коркунов Н.М. Общественное значение права. СПб., 1892. С. 76.

Права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколения являются лишь "социальными притязаниями", т.е. не столько правами, сколько привилегиями, направленными на перераспределение национального дохода в пользу социально слабых <*>.
--------------------------------
<*> См.: Дмитров А.И. Социальное государство и духовная культура // Официальный сайт общественной организации "Наша Родина", 6 февраля 2004 г.

Второе поколение - социально-экономические права человека - сформировалось в XIX в. в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса.
Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и Второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; важную роль сыграли и "новые либералы" (Т.Х. Грин, Л.Т. Хобхауз, Дж.А. Хобсон, в России - П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы <*>.
--------------------------------
<*> См.: Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. N 43.

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала и оказала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется... принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер" <*>.
--------------------------------
<*> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17 (1831).

Признание второго поколения прав человека означало существенные изменения в их концепции. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом <*>.
--------------------------------
<*> См.: Малинова О.Ю. Три поколения прав человека // Пчела. 2003. N 43.

Третье поколение прав человека стало формироваться в период после Второй мировой войны. Природа этих прав вызывает дискуссии.
По мнению Е.А. Лукашевой, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией) <*>. Подобная точка зрения высказана и К. Васаком, который к третьему поколению прав относит только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникации <**>. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).
--------------------------------
<*> См.: Лукашева Е.А. Права человека: Учебник. М., 2003.
<**> См.: Vasak K. Les problemes specifiques de la mise en oeuvre des droits economiques et sociaux de l'homme // Louvain. Universite catholique de. Centre d'etudes europeennes. Vers une protection efficace des droits economiques et sociaux. Deuxieme colloque de Departement des droits de l'homme. Louvian, Vander, 1973. P. 11 - 34.

Существует и другие точки зрения на этот счет. Например, по мнению С.В. Полениной, третье поколение прав человека охватывает права (специальные права) категорий граждан (детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом <*>. Главные возражения против легитимации таких прав в качестве прав человека связаны с опасностью размывания исходной идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.
--------------------------------
<*> См.: Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. XX в. По мнению Ф.М. Рудинского, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности, связанных с клонированием и другими открытиями в области биологии <*>.
--------------------------------
<*> См.: Рудинский Ф.М. Гражданские права человека: общетеоретические вопросы // Право и жизнь. 2000. N 31; Он же. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. 2000. N 1 (15).

Однако существуют и другие точки зрения. Например, Ю.А. Дмитриев в четвертое поколение включает лишь информационные права и технологии.
А.Б. Венгеров называет четвертое поколение правами человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.). "Четвертое поколение - это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества" <*>.
--------------------------------
<*> Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

О.Ю. Малинова предполагает, что "возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав..." <*>. Аргументирует она это тем, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты новых прав со старыми, в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться <**>.
--------------------------------
<*> Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Спб., 2003. С. 80 - 91.
<**> См.: Поколения прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правового института. С. 80 - 91.

Следующим основанием классификации прав человека является содержание этих прав.
В зависимости от содержания права человека можно подразделить на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.
Данный вид классификации является традиционным, так как перечисленные группы прав закреплены в международных и национальных документах. Конституция РФ также придерживается этого деления, хотя это не выражается напрямую, но прослеживается в порядке следования статей.
Личные или гражданские права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. К таким правам следует отнести право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) и др.
Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др.
Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Такими правами являются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), частной собственности (ст. 35), свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и др.
Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Конституция РФ к таким правам относит право на отдых (ч. 5 ст. 37), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и др.
Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на образование (ст. 43), на участие в культурной жизни (ст. 44 Конституции РФ) и др.
Помимо приведенных оснований классификации существующие права человека можно классифицировать в зависимости от соподчиненности, от степени распространения, от характера субъектов, от роли государства в их осуществлении, от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, и от принадлежности лица к конкретному государству.
Так, в зависимости от соподчиненности права делятся на основные и производные (дополнительные) права.
Основными правами являются наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Они признаются и защищаются государством как необходимое условие его существования. Основные права зафиксированы в Конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Основными правами являются: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, частной собственности, участие в управлении обществом и государством и другие права, закрепленные в Конституции РФ; право каждого на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право свободно выражать свое мнение и другие права, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., и др.
Производными, или, как их еще называют, дополнительными, правами являются все права и свободы, в той или иной мере производные от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции государства. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, лежащие в основе других прав, закрепленных иными отраслями права. Производные права развивают и дополняют, конкретизируют основные. Например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закрепленное в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, производно от основных прав в сфере труда, закрепленных в ст. 37 Конституции РФ.
В зависимости от степени распространения права могут быть общими и специальными.
Общие права присущи всем гражданам. Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни и др. Специальные же права зависят от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов. К таким правам следует отнести права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и др.
В зависимости от характера субъектов права делятся на индивидуальные и коллективные.
Индивидуальными правами являются права, реализуемые каждым субъектом права в отдельности, например право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, права, гарантирующие человеческое достоинство, равенство перед законом, право свободного перемещения и т.д.
Коллективные права - это права, реализуемые множеством субъектов, т.е. права народа, нации, общности, ассоциации. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и др. Эти права не могут осуществляться отдельным индивидом. Он может принять участие в их реализации лишь на положении члена коллектива (т.е. здесь не будет учитываться личный статус индивида). К примеру, отдельно взятый представитель коренного малочисленного народа не может индивидуально использовать право на самоопределение. Но в то же время он пользуется определенными льготами, установленными государством, в соответствии с правом на самоопределение совместно с другими представителями своего народа.
Коллективные права не могут противоречить индивидуальным. Ведь они являются лишь правами коллектива, общества, которые выражают сами люди со свойственными заблуждениями, ошибками, злоупотреблениями. Эти права часто бывают абстрактными, отвлеченными и неясными. Поэтому чаще всего права человека - индивидуальные права.
В зависимости от роли государства в осуществлении прав человека они могут быть негативными и позитивными.
Негативные права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны государства и иных лиц. В числе этих прав: свобода слова, убеждений, неприкосновенность личности, жилища, частной собственности, частной жизни, свобода совести, свобода передвижений и т.д.
Право на жизнь, если только под ним понимать не обязанность государства поддерживать жизнь, а обязанность государства и граждан не лишать никого жизни, следует отнести также к негативным правам.
Позитивные права фиксируют обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия. К этой группе прав следует отнести право на гарантированный минимум заработной платы, право на оплачиваемый отпуск, право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное жилище для неимущих и т.д.
В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, права человека могут подразделяться на права в сфере личной безопасности и частной жизни, права в области государственной и общественно-политической жизни, права в области экономической, социальной и культурной деятельности.
В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права человека делятся на права граждан государства, права иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатриды), права лиц без гражданства (апатриды).
Принадлежность лица к государству следует понимать не буквально, а как членство в государстве, как принадлежность к государственно-организованному обществу, которая юридически закрепляется и оформляется гражданством личности. Гражданство является необходимым условием, обязательным для того, чтобы человек получил возможность осуществлять те или иные права, свободы, получил гарантии государства по их осуществлению и защите и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином.
Права, принадлежащие указанным группам, не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что данные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.
Например, политические права (ст. 31 - 33 Конституции РФ), как правило, признаются лишь за гражданами, т.е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства <*>.
--------------------------------
<*> Технически в Конституции РФ данное правило решается посредством замены слова "каждый" на слово "гражданин".

Концепция прав человека и ее отражение в Конституции РФ

Права человека - универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе <*>.
--------------------------------
<*> См.: Конституционное право России в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2003. С. 73.

Концепция прав человека <*> - это общепризнанная система представлений и взглядов о месте и роли прав человека в обществе и государстве.
--------------------------------
<*> Концепция - сложившаяся целостная система представлений и взглядов о каких-либо процессах или явлениях.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода <*>. Декларация прав и свобод человека и гражданина и новая Конституция РФ ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности.
--------------------------------
<*> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 231, 232.

В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Впервые на конституционном уровне признана категория "права человека". Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности в области прав человека <*>.
--------------------------------
<*> См.: Там же. С. 236.

Институт прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции РФ, базируется на сочетании естественно-правовых и позитивистских подходов.
Естественное право как основа норм и принципов общепризнанных прав человека включает в себя идеалы свободы, справедливости, равенства всех перед законом, признание народа в качестве единственного источника власти <*>. Применяя естественно-правовой подход, Конституция России "признает автономию личности, ее право на невмешательство в сферу очерченной правом свободы личности, ставит заслон всевластию государства и его посягательствам на развитие свободы и индивидуальности личности" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учеб. пособие / Под ред. И.И. Лукашука. М.: МЗ Пресс, 2004. С. 15.
<**> Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Янус-К, 2000. С. 142, 143.

При позитивистском подходе Конституция РФ закрепляет учрежденные государством права и свободы в основном в социально-экономической и культурной сферах, а также "содержит позитивное закрепление широкого перечня прав и свобод, определяет систему гарантий и механизмов их защиты" <*>. Подобное сочетание двух противоборствующих доктрин положительно сказалось на концепции Конституции РФ. Время доказало, что каждая из этих концепций в отдельности не способна привести к созданию моделей общественного развития, удовлетворяющих глобальные цели человеческой жизни: свободе личности и социальной справедливости, духовному и материальному благосостоянию для всех индивидуальных и коллективных субъектов <**>. Подтверждением такого сочетания двух доктрин служит ст. 17 Конституции РФ, ч. 2 которой с очевидностью отражает естественно-правовую концепцию прав человека: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Однако уже в ч. 3 этой статьи содержится следующая оговорка: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" <***>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 143.
<**> См.: Мальцев Г.В. Понимание права: подходы и проблемы. М., 1999. С. 254.
<***> Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Н.А. Михалевой. М.: Эксмо, 2006. С. 62.

Демократия и права человека

Демократические конституции декларируют и гарантируют обеспечение прав человека и гражданина, допускают свободное образование и деятельность политических партий разного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельности и т.п. <*>.
--------------------------------
<*> В зависимости от характера политического режима конституции подразделяются на демократические, авторитарные и тоталитарные.

Конституция РФ провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1). Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод <*>.
--------------------------------
<*> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 52.

Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов демократического государства является суверенитет народа <*>. Демократическим называется государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.
--------------------------------
<*> См.: Баглай М.В. Указ. соч. С. 115.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Недостаточно только провозгласить государство демократическим (это делается и в тоталитарных государствах), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма <*>.
--------------------------------
<*> См.: Там же. С. 116.

Важнейшими признаками демократического государства являются:
- представительная демократия;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представительная демократия - это осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета и др.). Эффективность их деятельности зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.
В демократическом государстве должны обеспечиваться политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей) <*>, а также возможности в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит свое отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, политическом плюрализме, свободе прессы и т.д.
--------------------------------
<*> Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе.

Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.
Демократическое государство не отрицает принуждение, но предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т.е. невыполнение законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Международно-правовой базис прав человека

С незапамятных времен народы и государства вступают в отношения друг с другом. С течением времени выработались устойчивые формы этих отношений, то, что называется сейчас "международным правом".
Международное право регулирует широкий круг вопросов, включающий в себя безопасность, дипломатические отношения, торговлю, культуру и, конечно, права человека. Существует принципиальное различие между системой международного права и правовыми системами отдельных государств. В международном праве нет единой законодательной власти, а также института, обладающего (подобно исполнительной власти отдельного государства) монополией на применение силы. Следовательно, международное право и, в частности, международное право в области прав человека может появиться только с согласия государств, являющихся его субъектами, и в очень большой степени зависит от готовности отдельных государств следовать ему. Если государство нарушает какие-либо нормы международного права, принуждение в отношении этого государства может исходить только от других государств, а не от некоей "высшей международной инстанции".
Согласие государств о принципах отношений между собой, являющееся основой международного права, может быть выражено различным образом. Наиболее характерным примером служат следующие документы, возлагающие определенные обязательства на государства, подписавшие и ратифицировавшие его:
Договор. Текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении, или на международной конференции путем голосования. Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором государства условились. Присоединяясь к договору, государство принимает на себя обязательство выполнять указанные в нем обязанности и добросовестно обеспечивать соответствие своих национальных законов положениям договора. Присоединение к договору в области прав человека предполагает подотчетность государства перед международным сообществом, перед другими государствами, которые ратифицировали тот же договор, перед своими гражданами и другими лицами, проживающими на его территории.
При присоединении к международному договору по правам человека государство вправе:
- делать оговорки, т.е. односторонние заявления о том, в какой степени то или иное положение договора будет применяться в данном государстве;
- интерпретировать отдельные положения договора, в случае если считает их двусмысленными или недостаточно ясными;
- делать заявления (декларации), подтверждающие готовность государства выполнять то или иное его (ее) положение <*>.
--------------------------------
<*> Например, ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает: "Участвующее в настоящем Пакте государство может в любое время заявить, что признает компетенцию Комитета по правам человека получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство-участник утверждает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящему Пакту".

Конвенция. Государство подписывает конвенцию, а затем национальный парламент ратифицирует ее, причем временной интервал между подписанием и ратификацией может быть значительным (до нескольких лет). Большая часть конвенций по правам человека вступает в силу только после того, как к ним присоединяется минимально необходимое количество государств. Конвенции и другие договоры по правам человека могут содержать положения о возможности ограничения прав и свобод, признаваемых этими договорами.
Пакт. Статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе" <*>.
--------------------------------
<*> Многие конвенции запрещают чрезмерное использование "ограничительных" положений, ведущее к уничтожению того или иного права. Так, в соответствии со ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах "ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте".

На сегодняшний день принят обширный комплекс международных документов, которые содержат систему принципов и норм, касающихся прав человека. Эти документы, по мнению В.А. Карташкина <*>, делятся на три группы:
--------------------------------
<*> См.: Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 56.

- документы, которые содержат принципы и нормы, касающиеся прав человека в основном в условиях мира (Всеобщая декларация прав человека <*>, международные пакты о правах человека);
--------------------------------
<*> Не являясь с формальной точки зрения юридически обязательной, Декларация представляет собой философскую основу многих других, имеющих обязательную силу, международных документов, отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества.

- конвенции о защите прав человека в условиях вооруженных конфликтов (положения Гаагских конвенций 1899 - 1907 гг. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г.);
- международные документы, регламентирующие ответственность за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов (Нюрнбергский устав и приговоры Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, Конвенция о пресечении апартеида <*> и наказания за него, проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).
--------------------------------
<*> Апартеид - международное преступление, направленное против человечества.

Право международных договоров является основной частью современного международного права. Помимо договоров существует большое количество других документов (декларации, резолюции, акты, принципы, кодексы поведения), не имеющих обязательной юридической силы. Тем не менее они обладают неоспоримым моральным воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом государств и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках международного сообщества.

Институт Уполномоченного по правам человека в России

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была учреждена в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно Федеральному конституционному закону от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <*> уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой РФ.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

Уполномоченный по правам человека способствует:
- восстановлению нарушенных прав, совершенствованию российского законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитию международного сотрудничества в области прав человека;
- правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Согласно ст. 3 Закона об Уполномоченном его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.
Уполномоченный по правам человека:
1) рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (заявителей);
2) рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении и должна содержать:
- фамилию, имя, отчество и адрес заявителя;
- изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы;
- сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
О принятом решении Уполномоченный в течение десяти дней уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
При проведении проверки по жалобе Уполномоченный имеет право:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

Вернуться к списку статей

© 2005-2006 ААСПб. advokat[]aasp.ru, реклама на сайте
Разработка и дизайн — FreshMedia, sitemap