ПОДЛЕЖИТ ЛИ ПРИЗЫВУ В АРМИЮ 18-ЛЕТНИЙ УЧЕНИК?
Вернуться к списку статей
ПОДЛЕЖИТ ЛИ ПРИЗЫВУ В АРМИЮ 18-ЛЕТНИЙ УЧЕНИК?
Д.В. ГРИШИН
Д.В. Гришин, майор, член Военно-научного комитета начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.
Недавно один из телеканалов передал сюжет о том, что два 18-летних ученика 11-го класса получили повестки о прибытии в военкомат для прохождения военной службы. Администрация школы была в недоумении. Военный комиссар заявил, что для предоставления отсрочки ученикам у него нет оснований.
Актуальность данной темы вызвана рядом факторов. Система мероприятий по реализации Федеральной программы развития образования (Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ) предусматривает 12-летнее обучение в ряде общеобразовательных учреждений в качестве полномасштабного эксперимента. Дети, которые пошли в школу в первый класс в 7 лет и пожелали получить среднее (полное) общее образование, закончат образовательное учреждение в 18 лет. Это означает, что еще в феврале - марте выпускного года согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" они получат повестки о призыве на военную службу в весенний период (с 1 апреля по 30 июня). С каждым годом количество таких граждан будет увеличиваться.
В рассматриваемом вопросе существуют юридические коллизии - расхождения или противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Какие же нормативные акты регулируют эти общественные отношения? Обратимся к Основному закону Российской Федерации. В ст. 43 ч. 4 Конституции Российской Федерации говорится: "Основное общее образование обязательно". Получение основного общего образования для граждан Российской Федерации является их конституционной обязанностью. Из этого следует, что среднее (полное) общее образование необязательно, и как его получить, выполнив в первую очередь долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации), личное дело конкретного гражданина.
Для установления истинности обратимся к специальному Федеральному закону, регулирующему эти отношения (Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1). В п. 4 ст. 19 этого Закона говорится: "Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее", - а п. 5 ст. 19 гласит: "Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет". Из этого следует, что юридическая коллизия имеет место в случае получения обязательного основного общего образования. Специальный Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" определяет: призыву в Вооруженные Силы подлежат граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие и обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права освобождения или отсрочки от призыва. Но гражданам, обучающимся по программе основного общего образования, достигшим 18-летнего возраста, право на отсрочку от призыва не предоставляется.
Итак, налицо юридическая коллизия между отдельными правовыми нормами одного и того же органа (Государственной Думы Российской Федерации). На уровне практического правоприменения эту коллизию можно разрешить следующим способом.
Если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" подписан Президентом Российской Федерации 28 марта 1998 г., а Федеральный закон "Об образовании" - 10 июля 1992 г. Следовательно, действует норма Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", т.е. после достижения гражданином возраста 18 лет может быть принято решение о его призыве на военную службу независимо от того, получил он основное общее образование или нет (за исключением категорий граждан, указанных в пп. 10 - 12 ст. 50 Федерального закона "Об образовании").
Если обучающийся достигает 18-летнего возраста в середине учебного года, то по существующему законодательству он подлежит призыву на военную службу.
Я предлагаю три варианта разрешения сложившейся юридической коллизии.
1. Внести изменения и дополнения в п. 5 ст. 19 Федерального закона "Об образовании" в редакции: "Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения составляет 18 лет. Под получением основного образования следует понимать освоение программы основного образования с получением соответствующего документа". Если гражданин не успевает получить документ об основном образовании до достижении 18 лет, то учебное заведение не должно осуществлять его обучение в том году, в котором он достигнет 18-летнего возраста. В противном случае этот гражданин подлежит призыву на военную службу во время учебы.
2. Устранить противоречия путем издания новых норм, регулирующих данные общественные отношения.
3. Устранить пробел в законодательстве принятием соответствующим полномочным органом нормы о том, чтобы право на получение отсрочки от призыва на военную службу имели также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования.
На мой взгляд, существует еще один способ решения рассматриваемой проблемы: действуя по существующему законодательству, осуществлять призыв 18-летних граждан, не закончивших обучение. После прохождения службы они будут продолжать обучение в вечерних (сменных) общеобразовательных школах. Но этот вариант мне кажется бесперспективным, так как, по данным Министерства образования, в 1998 г. в Российской Федерации работали всего 1706 таких учреждений с общим числом обучающихся 470 тысяч человек, среди которых 25,3% учащихся в возрасте свыше 18 лет.
Вернуться к списку статей
|